«Единая Россия» намерена победить на выборах в Госдуму с помощью проекта «Мобилизация», который впервые был реализован по всей стране в 2018 году во время президентской кампании Владимира Путина. В рамках «Мобилизации» партийцы составляют электронную базу данных избирателей, готовых проголосовать за нужных кандидатов. Однако на нынешних выборах в регионы спустили сложновыполнимую задачу — столько лояльных избирателей еще никогда не собирали, сообщил URA.RU источник в ЕР.
В подмосковном Сенеже 25—26 февраля прошел семинар для секретарей региональных отделений ЕР, руководителей региональных исполкомов (РИК) и политических вице-губернаторов (от субъектов, где губернаторы возглавляют «Единую Россию»). В нем участвовали представители половины федеральных округов. 5—6 марта пройдет семинар для остальных единороссов.
Участник завершившегося в пятницу семинара рассказал URA.RU, что хотя темой были заявлены праймериз (голосование за выбор кандидатов), на самом деле была дана установка по проекту «Мобилизация». «Несмотря на разные мнения в партии, уже понятно, что праймериз пройдут по первой схеме — смогут участвовать все желающие. Они точно будут в интернете, но, скорее всего, смешанные — можно будет одновременно организовывать и традиционные участки с бумажными бюллетенями. В любом случае праймериз должны помочь главному — проекту „Мобилизация“», — отметил собеседник.
«Мобилизация» действует в разных формах уже несколько лет, продолжает источник. «Сначала член партии или депутат должны были составлять списки по пять сторонников каждый, секретари — по восемь сторонников. Затем привести их на выборы и отчитаться. Потом был проект „1-10“, по которому каждый единоросс должен привести уже 10 избирателей. Число тех, кого надо привести, высчитывалось по специальной формуле. Но в среднем речь о 10% избирателей. Все было на бумажных носителях, невозможно было проконтролировать процесс. С выборов президента 2018 года начали создавать электронную базу», — вспоминает инсайдер.
Участник семинара в Сенеже сообщил, что по итогам праймериз во второй половине мая базу нужно будет серьезно пополнить — в ней должны быть данные на 50% всех избирателей в каждом регионе.
«Благодаря электронным праймериз прошлого года и голосованию за поправки в Конституцию база данных уже значительно пополнилась», — объясняет он.
Собеседник подчеркнул, что на каждом электронном голосовании участники добровольно соглашаются на обработку персональных данных. «После того, как база будет составлена, партийное руководство определяет „сотников“, за каждыми закреплены по сто избирателей. Они организовывают несколько „волн“ обхода домов, составляют „паспорта“ квартир, определяют, кто будет голосовать на дому, кто придет на участок для голосования. Лояльных избирателей нужно вести до дня выборов: поздравлять с днями рождения приглашать на праздники, дарить сувениры и всячески мотивировать прийти и проголосовать за ЕР. Там большой массив работы», — говорит он.
По словам собеседника, ходили слухи, что кто-то в одну из «волн» собирал открепительные удостоверения избирателей, после чего якобы с ними ездил автобус подставных людей, которые голосовали на разных участках за одну и ту же партию. Однако ему о таких случаях неизвестно.
Его коллега из сибирского региона добавляет, что такая амбициозная задача — 50% избирателей в базе данных — объясняется тем, что кампания будет чрезвычайно сложной. Во-первых, рейтинг партии просел до 30%. Во-вторых, в списках кандидатов будет много победителей кадровых конкурсов (ПолитСтартап, «Лидеры России»), которые являются максимально компетентными экспертами, но не всегда широко известными в регионах.
В пресс-службе ЕР сообщили URA.RU, что «Мобилизация» — это «не проект, а обычная предвыборная работа в любой партии». Глава Центризбиркома Элла Памфилова ранее говорила, что в нескольких регионах выборы пройдут в качестве эксперимента только в электронном виде. А 26 февраля на встрече с политологами добавила, что «на 99,9% голосование будет длиться три дня». Это даст партиям больше возможностей для работы с избирателями.
Политконсультант Петр Быстров полагает, что задача создать базу данных на 50% избирателей — завышена. «Думаю, речь о том, что база должна быть с большим запасом, чтобы из нее можно было вычленять тех, кто действительно поддерживает ЕР и придет голосовать за нее», — поделился оценкой специалист.
Президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов отмечает, что сейчас все политики и партии делают ставку на «повышенную доступность избирателей благодаря новым каналам коммуникации». «Еще четыре года назад мы только говорили про мессенджеры. Сейчас они стали обыденностью. Через новые каналы коммуникации при ровно тех же человеческих и финансовых затратах можно принципиально увеличить доступность и выход на избирателя», — резюмировал эксперт.
Автор: Сергей Леонов