Президент РФ Владимир Путин помог канцлеру Германии Ангеле Меркель упрочить позиции ее партии «Христианско-демократический союз» на предстоящих выборах в ФРГ. Достигнутые в Москве договоренности по Афганистану повышают вероятность, что новым немецким лидером станет представитель команды Меркель, а не кандидат из оппозиции, считают политологи. Свою выгоду получит и Россия, у которой гораздо больше шансов наладить диалог именно с христианскими-демократами.
Меркель 20 августа в последний раз посетила Москву в должности канцлера ФРГ (занимала должность 16 лет). В сентябре в Германии пройдут всеобщие парламентские выборы, в которых политик не будет участвовать по своему желанию. Принимая Меркель в Кремле, Владимир Путин заметил, что их встреча носит не только «прощальный» характер, но и наполнена «серьезным деловым содержанием», поскольку Германия — «второй торгово-экономический партнер [России] после Китая». «Да, это мой прощальный визит, я этому очень рада. Но, как правильно было сказано, не только прощальный, но и рабочий визит, у нас есть о чем поговорить», — подтвердила Меркель.
Переговоры двух государственных лидеров в закрытом режиме длились почти три часа — на час дольше чем планировалось. На последующей пресс-конференции Путин назвал встречу «конструктивной», хотя дальнейшие выступления двух лидеров и показали, что по ряду острых вопросов они остались при своих прежних позициях. К примеру, Путин говорил о том, что Киев решил «отказаться от мирного разрешения ситуации» на востоке Украины. Меркель в свою очередь настаивала на том, что присоединение Крыма к России — «это нарушение территориальной целостности Украины». Противоречивы были заявления по блогеру Алексею Навальному. Меркель требовала выпустить его из тюрьмы, а Путин заявлял, что тот «осужден не за свою политическую деятельность, а за криминальное правонарушение в отношении иностранных партнеров».
Зато фактически в унисон прозвучали заявления Путина и Меркель по ситуации в Афганистане, в котором власть захватила запрещенная в России террористическая организация «Талибан». «Это реалии, и именно из этих реалий нужно исходить, не допуская, безусловно, развала Афганского государства», — сказал Путин. Он заметил, что талибы уже «приступили к наведению общественного порядка», а процесс должен «отслеживаться международным сообществом при координирующей роли Совета Безопасности ООН». Меркель назвала события в Афганистане «очень расстраивающим моментом», при этом добавила: «Но это факт». «Я попросила российскую сторону в переговорах с талибами указать на вопросы гуманитарной помощи со стороны ООН в Афганистане», — сообщила канцлер Германии.
Ситуация в Афганистане сейчас вызывает тревогу и у России, и у Германии, считает руководитель отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. Дело и в рисках повышения наркотрафика, и в угрозе наплыва беженцев. В случае с Германией, такая проблема может иметь сильное влияние на предстоящие выборы, поэтому Меркель было важно достигнуть договоренностей с Путиным, считает эксперт.
«Германия заинтересована в урегулировании ситуации в Афганистане, так как в случае возникновения очага напряжения в страну хлынет значительное число беженцев через Турцию. Во время выборов оппозиция может сыграть на этой повестке и попробовать набрать очки.
Конечно, Меркель пытается снизить тревогу немцев, заявляя об оказании гуманитарной помощи афганцам. На самом деле, это ведь будет способствовать и выстраиванию диалога с нынешней властью Афганистана, что тоже будет способствовать снятию напряжения», — сказал Евсеев.
Результаты выборов в Германии — важны и для России, поскольку определят дальнейшие отношения двух стран в вопросах энергетики и санкций, отметил в разговоре с URA.RU политолог, гендиректор «Центра изучения проблем международных санкционных режимов» Марат Баширов. Два из трех кандидатов на пост канцлера Германии (Олаф Шольц от Социал-демократической партии Германии и Анналена Бербок от «зеленых») обещают ужесточить риторику в отношение Москвы, в отличие от главы партии Христианско-демократический союз Армина Лашета, который считается союзником Меркель.
«„Зеленые“ настроены крайне антипутински. А если Лашет станет канцлером, то политика Германии будет менее агрессивной и более прагматичной в вопросах сотрудничества», подтвердил в разговоре с URA.RU гендиректор «Бюро политической экспертизы» Петр Федосов.
Также эксперт согласился, что у Германии сейчас «нет никакого инструментария», чтобы влиять на ситуацию в Афганистане. «Коалиция НАТО потерпела там поражение, а у России есть политический диалог с запрещенным „Талибаном“, сотрудничество с партнерами в Средней Азии. И сам факт того, что Россия готова в случае необходимости исполнить обязательства в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, является важным фактором для формирования политической картины у талибов. Хотя я надеюсь, что до силовых действий не дойдет», — добавил Федосов.
Автор: Сергей Дианов