Приближается срок погашения бюджетных кредитов, выданных регионам в конце прошлого года, но возвращать их нечем. Из-за коронакризиса расходы субъектов РФ сильно возросли, а доходы — упали. Взять деньги на погашение займов большинству негде. Минфин и Минэкономразвития решают, как спасти ситуацию. Эксперты предлагают два варианта: списать долги или ввести внешнее управление.
Закредитованность российских регионов по официальным данным Минфина превысила 2 трлн 473 млрд рублей. Почти половина из них (1,11 трлн рублей) — это бюджетные кредиты. До 1 июля регионы должны будут вернуть в госказну 223 млрд рублей. Это деньги, которые были получены в декабре прошлого года на покрытие ранее выданных «коротких» казначейских же кредитов (срок уплаты составляет 240 дней).
Остаются и коммерческие кредиты. Но возвращать долги многим регионам не из чего — падение доходов в пандемию привело к росту дефицита бюджетов. Так, лидером по дефициту казны является Кузбасс (почти 30%), у 15 регионов расходы превышают доходы на 10%, у десяти — разрыв в 20%.
Как заявил на совещании у Владимира Путина челябинский губернатор Алексей Текслер, на сбалансированность бюджетов в этом году требуется не меньше 300 миллиардов. Однако, по данным Минфина, на частичную компенсацию выпадающих доходов в федеральном бюджете предусмотрено лишь 100 млрд рублей (на 15% меньше, чем годом ранее). Непонятно, как быть, например, Мордовии и Удмуртии, где госдолг зашкаливает: 179,39% и 106,94% к годовым доходам соответственно. Причем в Удмуртии объем коммерческих кредитов в полтора раза больше бюджетных — 34 млрд рублей. Решением для регионов может стать реструктуризация действующих коммерческих кредитов, подчеркивает Текслер. По его словам, именно этого ожидают губернаторы от Минфина.
Имеющиеся долги не останавливают губернаторов, некоторые из них снова пошли в коммерческие банки. Власти Свердловской области уже объявили, что планируют взять в долг у банков 10 млрд рублей (аукционы на открытие возобновляемых кредитных линий уже объявлены). Как сообщили URA.RU в региональном Минфине, коммерческий заем планируется направить на покрытие дефицита и погашение действующих бюджетных кредитов. «Процедура заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств не влечет возникновения долговых обязательств и, как следствие, не приводит к росту государственного долга», — отметили в ведомстве.
Согласно официальным данным Минфина России, закредитованность Свердловской области составляет 120,89 млрд рублей (52,34% доходов казны). В том числе 19,8 миллиарда — коммерческие займы, 33,99 миллиарда — бюджетные, 66 млрд рублей — по государственным ценным бумагам.
Власти Курганской области, как ранее писало URA.RU, в марте также пытались открыть две кредитные линии на 2,1 млрд рублей под ставку не более 5,25% годовых. Но на аукцион не поступило ни одной заявки. Эти займы также должны были пойти на покрытие дефицита бюджета и погашение долгов. В Зауралье объем долга еще выше, чем у соседей — 68,82% к годовым доходам. В абсолютных цифрах это 16,58 млрд рублей, в том числе 9,47 миллиарда — коммерческий долг, 7,11 миллиарда — бюджетный.
Между тем на том же совещании с правительством, на котором выступал губернатор Текслер, президент Путин укоризненно заметил, что «некоторые руководители регионов» дешевым бюджетным кредитам почему-то предпочли более дорогие коммерческие. «Зачем они это делали? Они, конечно, оказались в ловушке, точнее не они, а их бюджеты», — заявил тогда Путин.
Пока правительство России приняло решение о погашении прошлогодних «коротких» займов из госбюджета за счет таких же новых. Причем это, как пояснили URA.RU в Минфине, сделано для того, чтобы «не допустить закредитованности регионов». Такой механизм глава Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании комитета Совета Федерации назвал «долговой пирамидой».
Спасти бюджеты регионов, по мнению руководителя Института нового общества, экономиста Василия Колташова, сможет только полное списание всех долгов — и бюджетных, и коммерческих. «Регионы должны потерять право заимствовать на денежном рынке, — убежден эксперт. — Это право должно остаться только у правительства. Россия должна превратиться в унитарное государство. И дело к этому уже идет, поскольку федеральный центр пытается выстроить с каждым регионом особые отношения».
С ним согласен первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. Но с одной оговоркой: «долги могут быть списаны только после аудита в каждом субъекте». «Деньги, которые пошли на социалку, должны быть списаны — это не обязательства субъекта, это федеральные обязательства», — говорит парламентарий. Он также предложил еще один механизм снижения долговой нагрузки на регионы: решением Центробанка установить «предельную ставку для социальных кредитов, которые банки выдают регионам на соцвыплаты».
Категорически не согласен с идеей списания долгов директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. По его мнению, это «путь в никуда» и «очень плохой сигнал для регионов». Особенно таких, как Мордовия, которая наращивала госдолг, игнорируя все рекомендации Минфина. «Нужно премировать регионы, которые проводят жесткую политику. А в тех, которые близки к дефолту, нужно вводить внешнее финансовое управление. В том числе в Мордовии», — убежден эксперт.
В прошлом году такой инструмент был применен уже в Ингушетии. Минфин взял на себя полный контроль за всеми расходами в республике.
К 15 апреля Минфин и Минэкономразвития должны будут представить премьеру Михаилу Мишустину свои варианты спасения регионов от долговой нагрузки. Ожидается, что они будут отражены в послании президента, которое Владимир Путин огласит 21 апреля.
Автор: Екатерина Лазарева