В России началась двухнедельная дискуссия об экономическом развитии России. Начало ей положил президент РФ Владимир Путин, отложив принятие общенационального плана по восстановлению экономики. Дополнительное время появилось у лоббистов, чтобы отстоять свои предложения, у экономистов — чтобы устроить дебаты, у чиновников — чтобы досогласовать документ.
2 июня российский премьер Михаил Мишустин доложил президенту Владимиру Путину об основных пунктах национального плана по восстановлению экономики. Работа над документом велась с участием представителей мелкого и среднего бизнеса, но многие из предложений в конечный вариант не вошли. Однако президент оставил возможность для внесения поправок в итоговый план. Он будет озвучен в конце июня — накануне голосования за поправки к Конституции, намеченное на 1 июля.
«Стратегическая задача такого общенационального плана действий — не только стабилизировать ситуацию, без чего, конечно, невозможно двигаться вперед, но, самое главное, поддержать граждан, предприятия, бизнес на этапе выхода», — обозначил приоритеты Путин. Он добавил: «Нужно добиться и долгосрочных, мы часто об этом говорим, структурных изменений в российской экономике, качественно новой динамики в достижении ключевых целей национального развития, а это, прежде всего, благополучие граждан, российских семей».
Михаил Мишустин рассказал, что план включает в себя около 500 мероприятий, которые делятся на три этапа. На первой стадии предполагается стабилизировать ситуацию в экономике (это должно произойти к концу сентября). К концу первого полугодия 2021 года планируется завершить процесс восстановления экономики, снизить уровень безработицы, обеспечить рост доходов граждан до уровня 2019-го. «Мы рассчитываем выйти на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста, при этом мы сократим уровень бедности и увеличим количество граждан, чьи доходы превысят уровень прожиточного минимума. Сделаем также все возможное, чтобы численность занятых в малом и среднем бизнесе достигла докризисного уровня», — озвучил Мишустин параметры третьего этапа, который планируется завершить в конце 2021 года. Он уточнил, что общая сумма потраченных на реализацию плана средств составит около пяти триллионов рублей (четверть годового бюджета страны).
«Работа проделана очень большая не только по объему, но и по качеству. Безусловно, это очень хорошая база для принятия окончательных решений», — оценил Путин. Финальные фразы встречи оказались ключевыми для понимания ситуации. Президент подчеркнул, что, несмотря на необходимость быстрого приятия решений в условиях кризиса, он готов оставить возможность для изменения плана. «Прошу вас во второй половине июня окончательно определиться с параметрами плана действий, тем более что мы с вами договаривались продолжить работу и с объединениями предпринимателей. Мы делаем это всегда, но в этой ситуации тем более такая совместная работа востребована», — отметил президент. Он уточнил, что на эту работу правительству должно хватить две недели, «может быть, чуть побольше». И подчеркнул: с начала июля необходимо приступить к активной реализации плана.
Озвученный вариант спасения экономики получил неоднозначную оценку со стороны представителей бизнеса, которые входили в рабочую группу по разработке антикризисных мер. «То, что мы увидели — это фактически фиксация тех мер, которые государство уже озвучило», — отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. Она подчеркнула, что в ТПП не питали больших иллюзий насчет выделения денег в качестве помощи малому и среднему предпринимательству (СМП), однако, по ее словам, бизнесмены надеялись на существенное смягчение административного давления. «Мы предлагали значительное сокращение отчетности, налогового учета, регионам дать возможность устанавливать специальные режимы для самозанятых», — перечислила она.
По мнению Дыбовой, предложенный вариант экономических мер направлен прежде всего на поддержку крупного бизнеса: «Логика — что большая экономика вытащит малую. В Европе идут другим путем: малый бизнес — это практически сразу деньги в семью, населению». Елена Дыбова подчеркнула, что выделение средств крупным компаниям и инфраструктурным проектам задействует гораздо более длинную цепочку подрядчиков и субподрядчиков и не стимулирует спрос напрямую. Президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин также отметил, что главная задача для оживления экономики — это поддержка платежеспособного спроса, в том числе — с помощью выплат населению и госзакупок.
Политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев не исключил, что критику, связанную с МСП учтут в итоговом варианте антикризисного плана.
«Будет нытье от малого бизнеса. Понятно, что это как-то удовлетворят корректировками в план. Но драйверы нашей экономики — это, безусловно, крупные предприятия», — подчеркнул он.
Гендиректор Центра региональной политики Илья Гращенков предположил, что более конкретные формы поддержки малого бизнеса могут внести в план накануне голосования за Конституцию в качестве позитивного инфоповода. «Может быть, честь озвучить выпадет кому-то из наших бизнес-омбудсменов, тем, кто в последние дни обсуждал судьбу бизнеса. Это будет воспринято предпринимателями как забота», — отметил он.
Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик отказался обсуждать детали национального плана поддержки экономики, отметив, что ему необходимо время для проработки позиции по этому вопросу.
Автор: Татьяна Жаткина