Россия рискует потерять статус главного партнера Китая по доставке товаров из Азии в Европу и выпасть из глобальной экономической цепочки. Из-за низкого качества российских железных дорог и разногласий с азиатскими перевозчиками КНР нашла альтернативные пути транзита. 6 апреля президент РФ Владимир Путин принял главу РЖД Олега Белозерова с отчетом о том, как главный железнодорожник страны планирует избежать негативного сценария и сохранить стратегического партнера страны.
Среди шагов на пути к возвращению китайских партнеров Белозеров назвал переход с полувагонов (с открытым верхом) на контейнеры при перевозке угля в КНР. «Не нужно выгружать [уголь], перегружать в другой вагон. Можно просто переставить контейнер, он движется дальше, это гораздо удобнее», — объяснил глава РЖД. «На другую колею», — продемонстрировал понимание темы Путин.
Белозеров похвастался, что в прошлом году в разгар пандемии Китай стал чаще возить груз по железной дороге (объем контейнерного транзита вырос более чем на 50%), и «мы смогли этим воспользоваться». Другим достижением РЖД в работе с китайским направлением топ-менеджер назвал «уникальные результаты по Восточному полигону [Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская магистраль]» — в 2020 году «экономика страны развернулась на Восток еще больше» и «тарифный грузооборот вырос на 2,5%».
Президент поинтересовался, сколько средств будет потрачено на второй этап расширения Восточного полигона (его модернизация включает в себя расширение БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности со 124,9 млн до 180 млн тонн груза к 2024 году). Белозеров ответил, что речь идет о 720 млрд рублей. «Надо внимательно следить за ценами на строительство, самым внимательным образом. Я соответствующее поручение выдам ФАС и вас прошу за этим следить, — дал наставление президент. — Я вас прошу организовать эту работу должным образом, так чтобы соответствующие аукционы на отдельные участки проводились на хорошем, профессиональном, рыночном уровне».
Другие установки президента касались ремонта железнодорожных путей. В 2019 году в нем нуждались 24 тысячи километров полотна (20-25%), в 2020-м — 23,9 тысячи километров. «Это очень важный вопрос. Нужно, чтобы эти цифры достигались не за счет пересмотра различных стандартов, связанных с ремонтами, а за счет качества, — обратился Путин к главе РЖД. — Нужно подходить к этому очень аккуратно».
Внимание президента к качеству железных дорог объясняется трудностями в реализации совместного с Китаем проекта «Один пояс — один путь» (новый торговый путь из Азии в Европу), объясняет политолог Дмитрий Журавлев. За счет него КНР может значительно увеличить товарооборот с Европой.
»«Один пояс — один путь» — это нефть, которая никогда не кончится. Китайцы готовы платить за транзит товаров, они заинтересованы в огромных поставках в Европу, чтобы найти альтернативу американскому рынку сбыта и не зависеть от США. Но к российским железных дорогам со стороны Китая есть претензии в том, что пропускной способности не хватает.
Сейчас идет разговор о том, могут ли наши железные дороги обеспечить рост объемов контейнерных перевозок или нет, надо ли Китаю связываться с нами», — объяснил эксперт.
Китай уже начал встраивать в часть глобальной инициативы «Один пояс — один путь» новый маршрут: «Китай — Киргизия — Узбекистан». Он через Афганистан, Иран и Турцию выйдет в Европу, и может стать альтернативой российскому направлению. «Нужно понимать, что Китай не хочет быть зависим от одной страны-транзитера», — отметил в разговоре с URA.RU президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
По его словам, ключевые вопросы Китая к РЖД связаны не только с пропускной способностью дорог, но и с коммерческими тарифами на перевозку. В качестве примера он назвал недавний затор из российских поездов с углем и лесом на китайской границе, возникший из-за спора между КНР и Россией по условиям транзита. «В РЖД существуют механизмы перекрестного субсидирования, то есть бизнес через более дорогие коммерческие тарифы субсидирует пассажирские перевозки. Китайский бизнес не понимает, почему должен субсидировать российских пассажиров», — объяснил Манкевич.
Профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, востоковед Андрей Карнеев подтвердил URA.RU, что за последние десятилетия Китай «обогнал Россию в плане инфраструктуры», и «если мы хотим оттянуть на себя больше международных грузов, то нужно модернизирвать сети». «К 2028 году Китай по объему экономики вплотную подойдет или превзойдет США. России необходимо наращивать торговлю, инвестиционные в связи с Китаем, привлекать китайский капитал в разные сферы, чтобы укреплять собственную экономику. Если такое сотрудничество будет нарастать, то к нам придут инвесторы и из других стран», — резюмировал собеседник.
Автор: Сергей Дианов